Типы резьбы по дереву
Резчик по дереву – всегда творец. Именно под его руками из простого полена рождаются объемные скульптуры и посуда, а на плоской доске на свет появляется объемный рисунок. Резьба выполняется в нескольких техниках.
Трёхгранно-выемчатая
Самой древней и наиболее распространенной является трехгранно-выемчатая резьба. Это первая попытка оживить спокойную гладь доски и пустить по ней рябь простейшего выпуклого орнамента, сходную с гончарным тиснением на глиняной посуде. Основную роль в этой резьбе играет треугольник: чтобы получить рисунок, мастер постепенно удаляет из доски небольшие трехгранные пирамидки. Орнаментация трехгранно-выемчатой резьбы геометрична: это либо прямые, либо циркульные линии. На доске рождаются квадраты и полосы (или пояски), сложенные ромбиками или треугольниками, нередко подчеркнутые контурными линиями, круги, разбитые на секторы. Распускаются розетки – круги, что господствуют над другими элементами и служат центром композиции. Чаще всего они имеют лучистый характер, при этом в центр может быть вписана звезда; вся композиция так или иначе сосредоточена вокруг символики солнца и движения светил: так в мелочах проявляются отголоски еще языческого толкования символов. Орнамент уже несет декоративную, а не ритуальную функцию, но его гармония подсказана прошлым.
Пример трехгранно-выемчатой резьбы на прялках (Тарановская Н.В., 2001)
Выемчато-ногтевидная
Выемчато-ногтевидная или скобчатая резьба – это следующая ступень развития резьбы как искусства и как ремесла. Ее происхождение связано с появлением в работе ложчатого долота. Именно оно позволило мастерам начать использовать лунчатые выемки в своих узорах. Это подвигло мастеров к рождению плавных, полукруглых линий, и облик розетки тоже изменился, он стал приближен к цветочному, и ничто в четырехлистном цветке не напоминало языческий символ солнца. С этого момента украшение приобретает декоративный характер.
Выемчато-ногтевая резьба: часть ткацкого стана и рубели (Воронов В.С., 1925)
Контурная резьба
Контурная резьба, сменившая в своем культурном значении трёхгранно-выемчатую резьбу, может называться «деревянной графикой»: резцом в два приема прокладывается тонкая канавка – порезка. Такие линии могут причудливо переплетаться и пересекаться, при этом легкость исполнения позволяет достичь большой детализации: это почти деревянная вышивка. Именно благодаря ей возможно изобразить повседневные сценки и более сложные узоры и орнаменты.
Деталь прялки-«терема» Ярославской губернии: выемчато-ногтевая и контурная резьба (Тарановская Н.В., 2001)
Пластично-рельефная
Пластично-рельефная резьба родилась одновременно стрехгранно-выемчатой, но ее мотивы совсем другие. Это львы, птицы и сирены, поселившиеся на архитектурных фризах и кораблях. Это не тот тип резьбы, который доступен любому начинающему мастеру: он требует больше техники, времени и опыта. Орнамент преимущественно растительный, с вьющимися элементами и множеством розеток. Концы побегов крепко держат разнообразные звери: ну чем не сказочный затерянный мир?
Пластично-рельефная резьба на фронтоне дома
Фрагменты лобовых досок, наличника светелки, очелья ворот
Плоско-рельефная
Плоско-рельефную резьбу придумали для практических целей: она украшала набойные доски, позволявшие многократно повторять рисунок на ткани. Для хорошей и четкой печати в рельефе должны быть максимальные перепады: дерево между элементами орнамента убирается на разную глубину. Схожей с ней по цели была мелко-узорная выемчатая резьба, созданная для орнаментации пряничных досок. Весь рельеф наносился с одной целью: придать печатному прянику выпуклость в необходимых местах, чтобы после выпекания увидеть желанный объемный рисунок.
Набойная доска для платков
Пряничные доски в технике мелко-узорной резьбы
Прорезная
Немного особняком стоит прорезная резьба. Она применяется в основном для прялок и скамей, хотя иногда ее можно увидеть и в других изделиях как дополнительное украшение. Это сквозные отверстия, чаще всего простые в своей геометрии, но создающие отдельный рисунок в своей комбинации.
Прорезная резьба на прялках
Все виды резьбы требовали и требуют от резчика опытности. Эти приёмы мы используем в своей работе для украшения изделий и для придания им большей выразительности.
Деревянные изделия с резьбой, созданные в нашей мастерской
Анастасия Додо
Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на новости нашего блога и получать уведомления о новых статьях здесь
Источники
Воронов В.С. «Народная резьба» (1925)
Тарановская Н.В. «Русские прялки» (2001)
Богуславская И.Я. «Русское народное искусство» (1984)
Круглова О.В. «Русская народная резьба и роспись по дереву» (1983)