Работа с деревом. История
В мире двадцать первого века, когда из пластика можно сделать всё что угодно, а жизнь в многоэтажке кажется нормальной и привычной для 75% населения России, сложно представить, что еще век назад мир вокруг русского человека был совсем другим, и основным материалом этого мира было дерево.
Мы открываем цикл статей, посвященный культуре деревенской жизни, особенностям верований крестьян и, конечно, деревянным изделиям: от игрушек до украшений изб.
Работать с деревом и плотничать приходилось всем: это не было уделом отдельных мастеров. Вплоть до XIX века каждая крестьянская семья сама рубила избу или изготавливала мебель. В городах ситуация была другой. Из дерева делали все: от домов и церквей до лодок, от мебели до утвари. Такой масштаб работы потребовал появления специальных ремесленников – плотников и столяров. Плотников в старину называли древоделами, столяров – теслями, теслярами. Если плотник занимался крупными постройками, его могли называть городником или огородником. Особенно хорошо труды мастеров сохранились в Великом Новгороде, в Свияжске и в Старой Ладоге: здесь археологи нашли фрагменты изб и мостовых, посуду, игрушки и многое другое.
Фасад дома-музея в деревне Витославлицы
Для работы, что в деревнях, что в городах использовался традиционный набор инструментов: топор, тесло, ложкарь и струг. Топор («секира», как принято говорить именно об инструменте) был основным инструментом, а пилой пользовались в основном в городах и исключительно для мелких столярных работ. Для работы с деревом также использовали тесло: топор с лезвием, перпендикулярным топорищу, похожий на мотыгу. Им приходилось работать двумя руками, поэтому оно больше подходило для вытачивания крупных объектов: лодок или корыт. Для мелкой работы в городах чаще пользовались долотом, этаким острым железным стержнем, позволявшим пробивать отверстия. Использовали и другие инструменты, например, ложкарь – длинный железный стержень с согнутым по дуге копьевидным концом. Им вырезали и выскабливали внутренности деревянных сосудов. Стругом (скобелем) называли прямой или изогнутый нож с рукоятями на концах. Таким ножом срывали кору с бревен. В городах, помимо уже перечисленного, для работы использовали сверла, стамески, ножи и молотки и даже токарные станки.
1 - Бронзовый топор. Длина — 16 см, ширина — 4,3 см; 2-4 – Бронзовые долота; 5 - Бронзовое клиновидное тесло с черешком для насадки. Одна сторона орудия плоская, другая — с выступом у черешка; 6 - Бронзовая четырехгранная двусторонняя стамеска с утолщением в средней части (Мошинская В.И., 1957).
Выбор дерева был очень важен. В основном использовали сосну, липу, ель и березу. Первым двум отдавалось предпочтение: сосна была распространена на севере, а липа – в центральной части России. Сосна долговечна, у нее длинное волокно, и в обработанном виде она дает чистую и гладкую поверхность. Липу выбирали мягкую: именно такое дерево подходило для изготовления пышных барочных иконостасов, они стали популярны в XVIII веке. Постепенно помимо липы стали использовать осину и ольху. При выборе материала для постройки или изготовления утвари руководствовались не только свойствами дерева, но и религиозными соображениями. Так, в Вологодской области некогда верили, что, если срубишь липу, непременно заблудишься в лесу. По всей России встречаются упоминания священных рощ или священных деревьев.
Текстура хвойных и лиственных деревьев, распространенных на севере и в центральной части России
С сырым деревом мастера не работали: в ходе обработки срубленное дерево почти целиком очищали от коры, торцы ствола заклеивали смолой и оставляли сушиться. Такая подготовка гарантировала, что спустя несколько лет ни трещин, ни деформаций в таком материале не будет.
Многие изделия активно украшали резьбой. Среди самых древних сохранившихся памятников (XIV-XV век) – врата и кресты. Древнейшим памятником является Людогощинский крест (1359 г).
Людогощинский крест
Резьба могла быть как сквозной (ажурной), так и выступающей на ровном и гладком фоне – «глухой» или «долбленной». Для создания глухой резьбы на гладкую доску наносили рисунок, подрезали его по контуру и вынимали фон («землю»): так рождался объем. В зависимости от глубины и угла резки работа то казалась более пластичной, то более четко играла на расстоянии за счет светотени. Нередко резные доски раскрашивали в яркие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, белый. Такая яркость добавляла очарования домам, особенно на контрасте с темными крышами и серебристыми бревнами.
В резьбе повторялись те же мотивы, что и на изделиях из бронзы и серебра. Среди орнаментов встречались плетенки, розетки, иногда барсы и птицы. Искать корни символики нужно в языческих верованиях, но она изменялась с ходом времени и утрачивала первоначальные смыслы. Постепенно резьба стала лишь красивым авторским декором, а место дерева заняли более дешевые материалы.
В XXI веке все сложнее восстанавливать это уже для многих забытое искусство. Наша мастерская занимается изготовлением и возрождением деревянных игрушек и предметов домашнего обихода, бытовавших на Русском Севере. Мы продолжаем дело нашей семьи, работая с тем же материалом, что и наш прадед в начале XX века. Мы снова говорим с вами через форму и резные узоры на дереве, отражая в наших изделиях особенности народной культуры и историю.
Анастасия Додо
Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на новости нашего блога и получать уведомления о новых статьях здесь
Источники
Десятников В.А. «Русская деревянная скульптура» (1972)
Мошинская В.И. «Баландинский клад бронзовых инструментов» – КСИИМК, Вып. 67 (1957)
Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси» (1948)
Соболев Н.Н. «Русская народная резьба по дереву» (1984)
Чекалов А.К. «Народная деревянная скульптура Русского Севера» (1974)